Как раскрыть гениальность ребёнка

February 10, 2017

Сергей Долматов

Борис Пастернак, в романе «Доктор Живаго», писал:

«Все решительно матери –  матери великих людей, и не их вина, что жизнь потом обманывает их…»

Как раскрыть талант и (чем чёрт не шутит!) гениальность моего ребёнка? Должны ли и могут ли вообще все дети быть талантливыми и гениальными?

Мы утверждаем, что все дети, каждый ребёнок, обладает потенциалом гениальности. И этот потенциал сохраняется вплоть до смерти физического тела. И да, раскрывают его и воплощают в жизнь лишь единицы из нас. Но каждый из нас изначально уникален. Это закон природы. Жизнь постоянно развивается, ищет новые пути и способы самовыражения. Не важно, стоит ли за этим Бог, некий Всеобщий разумный принцип, или это стихийно-случайный процесс эволюции материи, результат один и тот же: Жизни не нужны копии, каждый из нас представляет собой уникальную, ни на что другое не похожую, форму Жизни, которая самоформируется и самоутверждается в результате проживания уникального опыта. Опыта физического, а также ментального и чувственного. Опыта осознанного или неосознанного.  

И в то же время, все вместе мы, человечество, есть ещё нечто большее, некое большое Целое, пазл, складывающийся из наших индивидуальных уникальных форм. Пазл, в котором каждый его новый элемент рождается с уникальной, но вполне определённой функцией. Эта функция определяется необходимостью поддерживать уже существующую структуру, с одной стороны и – с другой – обеспечивать её развитие, расширение, формирование новых, эволюционно обусловленных качеств Целого, которые призваны сделать целое ещё более эффективным. При этом у Целого тоже есть функция, оно тоже встроено в ещё более великий пазл.

Это как в теле человека. Целое, тело, точно знает, какие клетки ему сейчас нужны, чтобы поддерживать целостность и функциональность, но сознание в этом теле также озабочено тем, чтобы оно само и его тело как носитель сознания развивались, рождая всё новые, более эффективные инструменты взаимодействия с миром. Меньше боли, больше удовольствия. Тактически: здесь и сейчас, и стратегически: всегда.

В теле постоянно происходят мутации, изменения, которые либо приживаются, доказывая свою эффективность, бОльшую жизнеспособность, чем прежние структуры, либо закрывают собой тупики эволюционного развития. Повторюсь, не важно, кто за всем этим стоит, управляемый это процесс или случайный. Его логика, так или иначе связана с развитием, выходом за пределы известного, возникновением нового. Так в результате мутаций в теле формируются новые или видоизменяются существующие органы и ткани. Наш головной мозг – тому яркий пример. Сегодня эволюция сосредоточила своё внимание именно на его развитии, как на более эффективном направлении. 

Действительно, зачем тратить ресурс на формирование новых клеточных структур и органов, скажем, на новую, третью, руку, или повышение функциональности тех, что есть, когда гораздо меньшими затратами – энергии и материала – просто путём рекомбинации синаптических связей внутри существующей многомиллиардной сети нейронов головного мозга, мы способны сконструировать, произвести и организовать постоянно обновляющееся производство гораздо более функциональных, чем третья рука, инструментов?

Эволюция продолжается, просто она перешла на новый уровень, надклеточный. Все необходимые клетки УЖЕ есть, и они ЗАДЕЙСТВОВАНЫ. Широко разошедшееся сегодня утверждение, что наш мозг используется только на 3-5%, это искаженное понимание того факта, что мы ОСОЗНАННО управляем только 3-5%, но в подсознательной, неосознаваемой, и потому неконтролируемой, деятельности задействованы ВСЕ сто процентов. Мы не используем, наши органы используют для поддержания «автоматических» функций. Мы не используем, наши страхи, эмоциональные травмы, и сложившиеся шаблоны поведения используют для поддержания своего существования и самовоспроизводства (всем хочется жить). Мы не используем, наша микрофлора (50 триллионов особей внутри нас!) использует, исподволь, через гуморальную систему (посредством гормонов) формируя наши желания и управляя нашей волей.  Они, уже существующие структуры головного мозга, используются, но настолько эффективно, насколько есть. И сегодня эволюция в нас сосредоточилась на том, чтобы повысить эту эффективность, перевести из неосознанного использования в режим осознанности. Перестать тратить энергию на воспроизводство неосознанных, «почему-то» сложившихся шаблонов поведения, на страхи, на подсознательное, циклично повторяющееся, переживание эмоциональных травм, на питание паразитов и патогенной микрофлоры, на внутреннюю борьбу между противонаправленными желаниями (порождаемыми различными группировками микрофлоры, борющимися за ресурсы тела между собой и со стратегически осознающим себя самосознанием человека). Перестать тратить на это, и начать осознанно формировать такие комбинации сознания, которые согласуют различные наши части между собой, и в их кооперации, во взаимном поддержании и дополнении друг друга собственной  уникальностью, дадут гениальные, то есть в высшей степени эффективные (выводящие на новый уровень Жизни) модели мышления, чувствования и поведения – новые эффективные модели Жизни. 

Да, это очень  сложный с точки зрения дуальной логики, не поддающийся алгоритмированию, бинарным вычислениям, процесс, порождающий всё новые и новые модели совместного функционирования и разумно-направляемой эволюции вовлечённых в него видов (человека и микрофлоры, а также вирусов). Кто знаком с математикой, конкретно с комбинаторикой, попробуйте вычислить количество доступных комбинаций для 100 миллиардов нейронов и 50 триллионов импульсов, порождаемых микрофлорой (и прибавьте сюда ещё никем толком не подсчитанное количество особей вирусного типа)…

Всех существующих вычислительных возможностей человечества не хватило бы, чтобы это просчитать и выбрать наиболее эффективную модель, даже если бы все компьютеры  трудились с момента образования вселенной. Это притом что в следующее мгновение эта комбинация должна быть вычислена заново, потому что микрофлора и вирусы эволюционируют, и обстоятельства жизни, порождённые предыдущими моделями, дали нам обратную связь, требующую учёта и изменения модели. 

С другой стороны, этот же процесс очень легко описывается простой формулой самой Жизни: Жизнь всегда направляет свой поток туда, где лучше. Где меньше боли и больше удовольствия, где удовольствия, эволюционируя, порождают на определённом этапе волю, волю не бежать от боли, но даже сходить единократно в боль, эмоциональную боль, дабы высвободить заложенную в этом опыте мудрость, внутреннее знание, стратегически увеличивающее удовольствие. Где в результате удовольствие эволюционирует с животного уровня до уровня радости творчества, радости самопознания, радости нового опыта, радости игры, радости сопереживания истине, радости со-переживания радости другого, радости любви (агапе), радости вдохновения, радости от раскрытия и проживания опыта собственной гениальности, радости быть причиной собственной жизни и собственного развития как сложноорганизованной многосоставной личности… 

Эволюция Жизни – это простой способ сформировать эффективные модели существования, которые невозможно было бы вычислить.

В современной науке есть такой метод математического моделирования, который называется имитационным моделированием. Это когда вычислить результат взаимодействия множества факторов и подсистем в системе невозможно, но можно смоделировать (описав функционально) каждый фактор и каждую подсистему по отдельности и, сымитировав их совместное поведение на компьютере, множество раз проиграв этот процесс, каждый раз фиксируя его итоговый результат, сосчитать вероятности тех или иных событий в системе.

Так вот, эволюция в жизни делает то же самое, только она, не будучи ограниченной во времени, не имитирует, и не вычисляет вероятности, а заполняет реальным опытом ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ варианты развития событий, естественным путём выявляя эффективные для дальнейшего существования и тупиковые свои ветви. И в этом процессе всегда есть неопровержимый критерий эффективности. Это жизнь и смерть. То, что ведёт к жизни, к её увеличению, есть благо, то, что ведёт к смерти – сам собой закрывающийся эволюционный тупик. Следует понимать, что модели жизни, бывшие эффективными для определённого вида или формы жизни вчера, не обязаны оставаться таковыми и сегодня, поскольку все остальные виды и формы также развиваются, и тем самым в совокупности обстоятельства жизни изменяются для всех, а вместе с тем и её вызовы по отношению к каждому из видов. И на этом пути Жизнь сама в себе эволюционно выработала два стимулятора, которые помогают видам и их представителям ориентироваться в своём развитии, и задолго до попадания в тупик смерти предупреждают о ней, в то же время стимулируя стремление к увеличению жизни. Эти два стимулятора – это боль и удовольствие.

Боль, удовольствие… Эмоциональная боль,  радость… Это просто гормональные реакции, порождаемые (по большей части неосознанно формирующимися) комбинациями нейронных связей в мозгу человека. И вся эволюция человека сегодня сосредоточена на том, чтобы научиться осознанно управлять этими процессами рекомбинации нейронных связей в мозгу, создавая из них те модели (мышления, поведения, образа жизни), которые будут увеличивать удовольствие, радость (тактически и стратегически), то есть вести к увеличению жизни. Наша задача научиться сознательно рекомбинировать нейронные связи, которые сегодня «автоматически», подсознательно воспроизводят в нас прежние модели, также эволюционно сложившиеся, и бывшие когда-то эффективными, но устаревшие уже, поскольку в большей степени порождают эмоциональную боль и страдания, постепенно приводящие к боли физической и к смерти. Другими словами, задача человека сегодня – перевести уровень осознанного моделирования собственного мышления и поведения с 3-5% до всех ста.

И это мы говорили об одном теле и сознании одного абстрактно взятого человека. А теперь перенесите эту модель, модель Целого, на Тело Человечества…

На уровне человечества, на уровне коллективного сознания вида, происходят все те же эволюционные процессы. И их скорость возрастает по экспоненте. У человечества не вырастет новая рука, новый орган, новый мозг, но человечество остро нуждается в новых моделях коллективного поведения и развития, в рекомбинации уже существующих и порождении новых «нейронных», то есть межличностных связей, и их выводе на качественно новый уровень. Сегодня гениальные прорывы будут происходить на стыке традиционных областей человеческой деятельности, в их нетрадиционной «комбинаторике», в их синтезе. Физика и психология. Биология и математика. Астрофизика и лингвистика. В синтезе науки и искусства, и философии, и религии, культуры и даже прикладных ремёсел. Бесконечный набор комбинаций, на самом деле. 

И тут мы возвращаемся к вашему ребёнку. Кто будет осуществлять все эти прорывы?

Да, не всем нашим детям придётся стать этими гениями. Кто-то из них ещё будет воспроизводить старые модели, поддерживая функциональность организма (человечества) на прежнем эволюционном уровне, кто-то закроет собой тупики эволюции. Но все изначально этим потенциалом обладают. Эволюция перешла в «надклеточный» уровень. Сегодня не важно, кто (и чем занимаются) родители. Дети, абсолютно все дети, обладают наивысшим потенциалом гениальности, востребованной временем. И сегодня мы, специалисты Фонда, наши партнёры, педагоги, которых мы привлекаем и обучаем, владеем инструментами, с помощью которых в любом ребёнке можно пробудить требующуюся Целому гениальность, и пробудить в нём всю необходимую для воплощения этого уникального гения информацию, внутреннее знание, мудрость, накопленную коллективным сознанием вида в результате совокупно прожитого человечеством опыта.

С помощью специалистов Международного Университета Физики Сознания, педагогов и детских психологов, преподавателей по развитию детского творчества мы создали эти инструменты – методику пробуждения и  развития талантов наших детей – в синтезе психологии, социологии, антропологии и квантовой физики, и положили в их основу 16-летний опыт (более чем успешный опыт) школ ровесничества, созданных в качестве экспериментальных площадок будущего дошкольного и школьного образования ещё в Советском Союзе, но прекративших свою работу в результате известных событий и последовавшей за ними временной деградации системы народного образования, в результате чего этот опыт даже не получил широкой огласки (для интересующихся: ищите информацию по методу Е.Е. Шулешко).

Суть нашей методики проста, хотя и требовала для понимания такого длинного вступления: мы не заставляем детей заучивать «внешние знания», мы не впихиваем в детей «невпихуемое», наоборот, в процессе коллективного со-творчества с детьми, поиска ответов на поставленные Жизнью (и педагогом-модератором) вопросы, посредством индивидуального интереса к каждому ребёнку, «вытаскиваем» из него те уникальные качества и то «внутреннее знание»,  которые (ВНИМАНИЕ!) и ФОРМИРУЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ  НАШЕГО К РЕБЁНКУ ИНТЕРЕСА и правильно заданных вопросов, хотя их потенциал присутствовал в нём от рождения.

Наши педагоги  умеют задавать «правильные» вопросы, и задавая их, занимают по отношению к ребёнку такую «точку обзора», «позицию наблюдателя» (термин квантовой физики), которая буквально со-творяет акт пробуждения гениальности, рождения в сознании самого ребёнка тех решений, тех ответов, которые поначалу являясь отражением представлений о мире, бытующих в  коллективном сознании человечества на текущий момент, уже в следующее мгновение выходят за рамки этого представления, порождая новые  модели, новое знание и новый опыт личного творческого проявления и  новые, более эффективные, модели взаимодействия в группе. Модели (знания, навыки и умение взаимодействовать), которые не требуют заучивания, но будучи осознанно прожитыми самим ребёнком, становятся частью его личности, его со-знания, частью, к которой он всегда сознательно сможет обратиться в будущем, и которая обогащает собой коллективное сознание человечества, даже не будучи зафиксированной в виде общедоступного документа на материальном носителе.

Звучит революционно, но это факт, подкрепляемый и научными изысканиями. Здесь уместно вспомнить «феномен сотой обезьяны», который говорит нам о том, что достаточно обучить какому-то навыку «критическую массу» представителей вида (и надо отметить, весьма небольшую по численности, массу), как вскоре уже весь вид начинает использовать этот навык как врождённый, без необходимости прямой его передачи. И если обезьяны могут взаимодействовать с коллективным сознанием своего вида настолько эффективно, какие возможности должны были неминуемо открыться человеку, хотя бы на «3-5%» использующему свой потенциал осознанно!

И они были открыты. И теперь успешно нами используются в работе с детьми и взрослыми.

Когда ребёнок ищет ответы, а не заучивает их, он автоматически активизирует те стороны своего личностного сознания, которые и заключают в себе его уникальность, и наилучшим образом это проявляется в группе: кому-то интересна интеллектуальная составляющая, кому-то музыкальная, кому-то визуально-творческая; кому-то проще даётся образное мышление, у кого-то сильнее развит речевой интеллект, кто-то мыслит категориями, цифрами, а кто-то представляет процесс, функцию в целом; кто-то рождает гипотезы, кто-то дополняет, кто-то находит слабые места, а кто-то оттачивает, доводит до совершенства, кто-то соорганизует работу всех, буквально чувствуя, на чём стоит акцентировать внимание, а что не так важно, что можно оставить на потом, или вообще отбросить… 

В результате наши воспитанники обладают не меньшим, а гораздо большим объёмом знаний, и притом – системно взаимосвязанных, комплексных – знаний о мире, нежели их сверстники из обычных школ. Но это не самое главное, эти знания – лишь побочный продукт. Самое главное, обладателями чего становятся  наши дети, – это новые эффективные инструменты познания, раскрытия и воплощения собственного потенциала, собственной уникальной гениальности. Это знание самих себя, умение обоснованно ценить самих себя, глубокое понимание самих себя как сложноорганизованной личности – понимание, на основе которого и формируется любовь к себе, о которой сегодня так много говорят и так мало понимают, что за этим стоит. Любовь к себе как к уникальному проявлению Жизни. Любовь к себе, которая естественным образом вырастает в любовь к окружающим тебя, таким же уникальным, формам Жизни, любовь к самой Жизни и ко всем её проявлениям.

На выявление, познание и развитие этой уникальности в процессе поиска ответов на вопросы, которые ставит жизнь, на то, чтобы ребёнок сам смог в итоге осознать свою самую эффективную позицию в этой работе, в группе, а осознав, научиться ценить её, эту уникальность, и развивать, дополняя качествами, которым он параллельно учится у других участников, и нацелен весь процесс. 

В конце концов не заученные знания о мире сделают вашего ребёнка эффективным в предстоящей жизни, а умение добывать адекватные, эффективные ответы на возникающие вопросы, знание своих сильных сторон, и постоянное их развитие. Всё это, плюс умение работать в коллективе,  автоматически обернутся  его востребованностью  в мире ближайшего будущего, где знания, любая информация вообще, будут устаревать с ещё большей скоростью, чем сегодня, а жизнь будет бросать всё новые и новые вызовы каждому человеку в отдельности и  человечеству в целом.

Поэтому в наших занятиях с детьми, мы большое внимание уделяем именно формированию в них стремления к самопознанию, к тому, чтобы видеть причину в себе, учиться в себе самих находить неэффективные, устаревшие, «автоматические» модели мышления и поведения, и сознательно их изменять, рекомбинируя нейронные связи, порождая новые модели индивидуального поведения и сотрудничества в группе, модели – дающие больше радости, модели – увеличивающие жизнь.

Несколько примеров из будней PRESENT PERFECT SCHOOL (ШКОЛЫ НАСТОЯЩЕГО СОВЕРШЕННОГО), нашего образовательного подразделения и партнёра Фонда.

Дети 5-6 лет на наших занятиях самостоятельно (под руководством педагога-модератора) воспроизводят модель земного шара, состоящего из океанов и материков, стран и городов.

Дети 7-9 лет воссоздают модель солнечной системы, атомов и молекулярного строения вещества.

Ребёнок 10 лет, к этому возрасту уже успевший разочароваться в человеческой жизни, полной невыносимых страданий бытия, горя из-за смерти любимого питомца и необходимости исполнять неприятные обязанности по дому, и мечтающий стать лягушкой (потому что у лягушки нет таких переживаний и обязанностей, а только инстинкт, который диктует ей как жить), – этот же ребёнок на занятиях, затрагивающих некоторые понятия и модели квантовой физики, вдруг отмечает, что человеком-то быть гораздо лучше, чем лягушкой, ведь у человека есть ВОЛЯ, осознанный выбор, которого нет у лягушки, целиком подчинённой инстинктам. У человека есть воля сознательно выбирать «точку обзора» на любые обстоятельства своей жизни, и с её помощью (то есть осознанным направлением мысли) извлекать уроки из пережитого опыта, наполняться мудростью, и влиять на дальнейший ход событий своей жизни.   

12-14 летние ребята собственным, а не вызубренным на  уроке, путём решают сложные геометрические задачи, подчас выстраивая целые вспомогательные теории  и логические конструкции, выходящие далеко за рамки школьного курса, а то и самой геометрии.

А вот, мой любимый…

На занятии, связанном с изучением человеческих эмоций и методов управления ими, пятилетний мальчик, как по заказу обидевшийся на друга постарше, который отказывался перед ним извиниться за нанесенную обиду, после двадцати минут размышлений и группового поиска способов разрешения этого межличностного конфликта…

…ВЫЛЕЗ ИЗ-ПОД СТОЛА, ПОДОШЁЛ К СВОЕМУ ОБИДЧИКУ И ПОПРОСИЛ У НЕГО ПРОЩЕНИЯ ЗА ТО, ЧТО ОБИДЕЛСЯ НА НЕГО, И ЭТО ВОСПРЕПЯТСТВОВАЛО ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ИГРЕ.

А второму участнику конфликта в ответ на такое великодушие со стороны друга не оставалось ничего другого, кроме как извиниться в ответ за свою нечаянную оплошность, приведшую к обиде товарища.

Игра продолжилась…

А у всех, кто это видел, слёзы навернулись на глаза. Напомню, это были дети 5 и 6 лет соответственно. Дети, которых никто специально не отбирал, дети из обычных семей, дети, которых никто не обучал никаким специальным моделям поведения в группе и решения конфликтов. 

Потенциальный гений наших детей зачастую не может быть даже заранее представлен нами, взрослыми: какую он примет форму, какое найдёт выражение для себя. И поэтому нам, по сути, нечему их учить. Чему мы их можем научить, когда они способны попросить прощения за собственную обидчивость? То есть взять и за двадцать минут сознательно изменить тысячелетиями укоренявшуюся в нас модель гордыни, признав её попросту неэффективной. Чему мы можем их научить? Чему?! Только помочь им научиться САМИМ. Помочь им раскрыть и предъявить миру их наивысший потенциал.

А мир этого уже ждёт.

Матери, отцы – родители великих, гениальных людей – сделайте так, чтобы жизнь вас не обманула…