Откуда берутся знания

February 5, 2017

Сергей Долматов

Знания – это определенные модели реальности. Они упорядочивают наше представление о мире как о наборе причин и следствий. Эти модели говорят нам, что то-то и то-то приводит к тому-то и тому-то. Делай так-то и так-то, и получишь вот это в результате.

Знания – это модели. Это не сама реальность. И любая модель справедлива лишь для определённых условий. И когда условия меняются (а они меняются, потому что всё растёт, всё развивается и/или меняет форму), модели перестают работать.Тогда приходит время формировать новые модели, новые знания. Как это происходит? Через осознанный опыт. Мы переживаем некий опыт, не укладывающийся в известные нам модели, и наше сознание, привыкшее всё воспринимать через призму причин и следствий, начинает искать в переживаемом нами хаосе (именно так мы воспринимаем то, что не укладывается в привычные модели) новый порядок, то есть начинаем искать новые причины к уже имеющимся следствиям.

Мы исходим из УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ СЛЕДСТВИЙ. Фотографическая пластинка засвечена, но от видимого света она была защищена, это не укладывается в нашу модель, и мы ищем то невидимое излучение, которое послужило причиной засветки. Ищем и находим. Рентгеновские лучи. У нас есть новая модель реальности. Которая, постепенно расширяясь, становится моделью Электромагнитного спектра, известной любому школьнику.

Вроде бы всё просто. Но что, если бы мы начали искать не невидимое излучение в качестве причины, а, скажем, воздействие потусторонних сил, и использовали бы в качестве инструмента не лабораторную технику, а карты таро, или магическую доску для общения с духами, или «духовное прозрение»? Нам кажется это смешным, абсурдным, но вдумайтесь, есть люди, которые именно так и воспринимают реальность. У них СВОИ модели восприятия мира. И самое интересное, что они, эти модели, для них так же работают, как и модели учёных для учёных. И если бы мы искренне встали на их точку зрения и стали бы использовать их мистические инструменты, то мы бы нашли, нашли то, что искали, то есть нашли бы не материально существующие, хотя и невидимые глазу, икс-лучи, а какую-нибудь потустороннюю, и потому невидимую глазу, «духовную» сущность, которая оставила свой след на пластинке.

Наше восприятие, совокупность наших подсознательных убеждений, которые мы именуем верой, формирует наши модели, наши знания о мире. И да, наука – это всего лишь вид веры. Мы находим те причины, которые ищем, с помощью тех инструментов, в которые верим.

На самом глубоком уровне именно вера в причины и следствия заставляет нас искать причины для следствий, которые мы наблюдаем. И всё это только для того, чтобы в дальнейшем мы могли опереться на эту модель, модель причины и следствий: защититься от причин, создающих для нас неприятные последствия, и эксплуатировать причины, порождающие последствия, которые нам приятны.

Боль и удовольствие. Вот два животных инстинкта, которые по-прежнему нами движут. Всё научное и любое иное знание призвано защитить нас от первого и умножить второе.

Даже когда мы выделили в специальную отрасль знания фундаментальную науку, якобы не имеющую ничего общего с практической выгодой, мы на самом деле обеспечили себе таким образом защиту от дискомфорта (как вида боли), порождаемого страхом перед неизвестностью, и удовольствие от познания, от сопереживания «истины», то есть очередной модели, которая даст нам упорядоченность по типу «Причина-следствие».

Боль и удовольствие.

Даже вероятностная модель, к которой пришли некоторые учёные, занимавшиеся фундаментальной наукой в различных областях квантовой физики, такие как, например, нобелевский лауреат Ричард Фейнман, который сказал: «Мы не знаем, почему, но мы можем посчитать» (посчитать вероятность того или иного события), даже эта модель определяет причину, не называя её. Эта причина именуется случайностью.

И эта причина, будучи названной, снова возвращает карты (таро))) в руки людей с мистическим восприятием реальности. Потому что мы не можем мириться с болью (дискомфортом) от того, что не знаем, что может произойти в следующее мгновение (а значит может произойти что-то, что причинит нам боль). Нам хочется верить хоть во что-то, хоть в какую-то модель, которая избавит нас, хотя бы на время, от страха боли и от боли страха.

Боль и удовольствие.

Итак, наше восприятие, наша вера, наши подсознательные убеждения, наши способы задавать вопросы, инструменты, в которые мы верим – вот что  формирует наши модели реальности, наши знания о мире. Не сам мир даёт нам знания о себе, но то, как мы на него смотрим, дабы избежать боли и получить больше удовольствия.

Наши специалисты, маргиналы от науки (да, маргиналы, то есть «стоящие на краю», но – науки! – и только шаг за край и позволяет расширить горизонты этой самой науки), так вот, наши специалисты, «маргиналы от науки», как они сами себя называют, специалисты Университета Физики сознания и психологи, проводники методов самопознания, сотрудники Фонда «НОВАЯ ЗЕМЛЯ» – выбрали в качестве предмета изучения само наше восприятие и его связь с окружающей нас реальностью.

Мы просто ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что все причины происходящих событий и наблюдаемых явлений, могут быть заключены в нас самих, в нашем способе восприятия реальности, в нашем сознании. И каждый раз, когда мы видим «засвеченную пластинку», мы начинаем искать причины в себе, используя для этого инструменты, в действенность которых мы просто ХОТИМ верить, ничуть не отличаясь в этом от учёных или мистиков. И благодаря нашему желанию, они становятся эффективными инструментами исследования и построения наших моделей мира, наших знаний о нём. Инструменты, о которых я говорю, это инструменты познания себя: наш ум, умение задавать вопросы к различным частям нашего сознания, и получать и осознавать ответы, «всплывающие» в уме, признание их, этих частей, ДЕЙСТВЕННЫМИ ПРИЧИНАМИ в формировании тех или иных следствий во «внешнем» мире. Эти части, если их поименовать, очень просты и понятны каждому, и не оспариваемы никем, просто раньше им не придавался статус причин (а мы придали и нашли это эффективным), вот они:

наши страхи и

наши желания

Боль и удовольствие.

Опять то же самое. Только теперь мы исследуем не внешние явления мира, чтобы выстроить модели, исходящие из этих двух инстинктов, мы исследуем их самих, и исследуя их, ищем причину в них, а ища – находим.

Изучая наши желания и наши страхи, мы автоматически трансформируем их, потому что всесторонне исследованный и прожитый страх уже не является таковым, а всесторонне исследованное желание обнаруживает в самом себе скрытые глубины и простоту, которые в ходе миллионов лет неосознанной эволюции выродились в СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЖЕЛАЕМОГО, пусть временами и эффективные, но тем не менее ограниченные в своей зависимости от внешних причин, и в конце концов теряющие свою эффективность ввиду постоянно увеличивающегося числа этих внешних факторов (рост числа людей, рост числа применяемых каждым из них инструментов воздействия по отношению к внешней реальности, движимых инстинктами боли и удовольствия, усложнение самих инструментов, усложнение моделей поведения вследствие развития ума и обратно — ведущие к его развитию и т.д.). Это уже не сами желания, это лишь способы получения желаемого…

Изучая страхи и желания, мы трансформируем, меняем их. И мы обнаружили (в соответствии с глубинным желанием, с нашей верой в это), что вслед за этим меняется и «внешняя» реальность. То, что человек не мог изменить в своей жизни годами, используя старые модели восприятия реальности как объективно (то есть независимо от него самого) существующей и соответствующие этим моделям (знаниям о мире) инструменты взаимодействия с ним, ВДРУГ меняется в течение очень непродолжительного времени: от нескольких месяцев до нескольких секунд – когда мы начинаем применять модели новые, в основе которых лежит признание причины в себе, в своих страхах и желаниях.

Мы обнаружили, что глубоко исследуя свои страхи и свои желания, и их прямую связь с окружающей реальностью, мы автоматически меняем наши верования и подсознательные убеждения, которые и являются не чем иным, как эволюционно сформировавшимися СПОСОБАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ СТРАХОВ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БОЛИ И НЕРАЦИОНАЛЬНОГО, РАЗРУШАЮЩЕГО, ВЛИЯНИЯ НА НАШУ ЖИЗНЬ НАШИХ ЖЕЛАНИЙ. Таким образом, мы освобождаемся от неосознанного стремления порождать те или иные модели реальности, внешние знания, вместо того чтобы взаимодействовать с этой реальностью напрямую.

Двусторонне.

Воспринимая реальность такой, какая она есть, видя в ней следствие своих желаний, изучая свои желания, с одной стороны, и усваивая опыт (ментальный, воображаемый, или физический) реальности, порожденной нашими желаниями, с другой, мы автоматически расширяем горизонты своих желаний и позволяем им развиваться, эволюционировать. Будучи избавленными от страха, мы всегда стремимся к чему-то новому. Задаваясь теми или иными, новыми, вопросами, мы порождаем в реальности ответы, новые ответы, на них. Осознанно выбирая точки обзора, мы формируем интересующий нас опыт, новый опыт, а затем вбираем его, делая частью своей истории, своего со-знания. Прямого со-вокупного с реальностью, знания. Прямого знания, а не приблизительной модели. Прямого знания, от которого в следующее мгновение мы перейдём к новому прямому знанию, результату нового опыта, порождаемого развитием желаний, каковое (развитие, изменение) явилось результатом опыта, пережитого мгновение назад. Мы формируем опыт. Опыт формирует нас. Так формируется и постоянно расширяет собственные границы наше со-знание.

Можно сказать, что знание тогда становится частью сознания, когда в результате проживания опыта, стоящего за знанием, меняется состав нашего со-знания: уходят страхи, и преобразуются, в том числе возникают новые, желания. А вслед за этим меняется и окружающая нас действительность. Изменение реальности – вот критерий изменения сознания..

Исследуя себя, мы изменяем реальность вокруг себя. Мы больше не подвержены закону вероятностей, то есть случайности, и мы больше не обязаны подстраиваться под необозримое и постоянно растущее число внешних факторов.

И здесь, в этой новизне, мы обнаруживаем (как результат одного из наших желаний) общность с самыми древними и с самыми глубокими взглядами на реальность самых эффективных в человеческой истории деятелей.

«Познай себя» было написано на греческом храме в Дельфах. На храме, куда люди шли за… предсказаниями будущего.

«Познай себя» – так звучит главная заповедь Христа в неканоническом (то есть отвергнутом официальной религией – и понятно, почему) Евангелии от Фомы. Возлюбить по-настоящему, искренне, ближнего своего можно только возлюбив себя. Возлюбить себя означает познать себя и ПРИНЯТЬ все части себя с позиции их важности, значимости, ценности для Целого.

Передовая наука сегодня также не противоречит нашим выводам, предложенным нами моделям реальности. Квантовая физика больше не рассматривает реальность в отрыве от наблюдателя. Наблюдатель, – говорит она, – не может не влиять на наблюдаемое явление. Теперь это научный факт (также являющийся результатом одного из наших желаний))). Об этом, о том, что наблюдаемое (измеряемое) явление меняется в результате наблюдения (измерения) наблюдателем, то есть зависит от наблюдателя, его системы отсчета, точки обзора и инструментов измерения, говорят сегодня ВСЕ, без исключения, концепции квантовой механики, разнясь только в способе интерпретации этого явления. И копенгагенская концепция, и концепция многомировой вселенной, и концепция непротиворечивых историй, и другие…

Современная психология говорит практически то же самое, только с другой, своей узкоспециализированной, точки зрения: мы воспринимаем реальность ограниченно, выхватывая из общей картины лишь около 1 процента, малую долю, которая СООТВЕТСТВУЕТ ФИЛЬТРАМ НАШЕГО СОЗНАНИЯ, то есть верованиям и подсознательным убеждениям. Именно с их помощью мы из окружающего нас хаоса случайностей создаём порядок в своей голове. КАЖУЩИЙСЯ нам порядок, который регулярно разбивается вдребезги, когда в него вклиниваются «корабли Колумба» с конкистадорами на борту, теми, кто чуть больше нашего выбрал причиной себя, и в результате сумел построить «большие лодки», способные пересечь океан невежества, служивший для нас лишь оправданием собственных страхов, собственной ничтожности, от которой мы пытались защититься гордыней, гордыней военных (во всех смыслах, конкуренция – это тоже война) и спортивных достижений, гордыней «фундаментальных знаний», гордыней внешнего превосходства, вынуждающей нас строить иерархии, и находить себе место в них. До тех пор пока новые колумбы не разобьют наши модели мира и не оставят эти иерархии в прошлом, как часть истории.

«Познай себя», – говорит нам психология, – и тогда ты сможешь сознательно управлять своим, тем самым, «одним процентом» восприятия, а значит, менять качество своей жизни, сознательно ВЫБИРАЯ тот опыт, который составит твою личную, «непротиворечивую» историю.

ПОЗНАЙ СЕБЯ.

Познание себя, плюс пара инструментов волевой трансформации (которые нам открылись можно сказать так же случайно, как рентгеновские лучи, или таблица Менделеева, или закон всемирного тяготения – их первооткрывателям) – вот ключ к управлению «внешними» событиями и формированию нового способа восприятия мира, за рамками моделей, то есть такому подходу, который даёт нам одновременно и свободу – свободу от страха боли, страха перед завтрашним днём, и волю – волю управлять своими желаниями, способами получения удовольствий от «внешнего» мира, которые бы не разрушали нас, а наоборот обогащали.

В конце концов, наши таланты, которые мы предъявляем миру, процесс их раскрытия в себе и развития, а в последующем и признание этих талантов со стороны мира – это только результат наших желаний, итог рафинирования, сознательного взращивания и эволюции наших удовольствий.

В ходе практики применения моделей, основанных на признании и поиске причины всех явлений в себе, мы постепенно и вовсе избавляемся от необходимости отгораживаться от реальности какими-либо моделями. Взращивая в себе талант творца, мы становимся истинными творцами нашей реальности и неотъемлемой её частью, более не нуждаясь в знании о ней (да и что можно знать о том, что в каждое следующее мгновение становится новым, потому что мы, избавленные от страха, хотим, чтобы оно становилось новым), но испытывая восторг от каждого нового опыта, порождаемого нашим талантом. Талантом Творца.

Прочувствование этого опыта, всестороннее его проживание, осознание его, а не попытка втиснуть в прокрустово ложе ограниченных моделей, – вот что становится для нас по-настоящему значимым. Мы выходим за рамки модели познания – вступая в бесконечный опыт Творения. Творения, не нуждающегося в познании, но во всестороннем, осознанно и намеренно прочувствованном, ПРОЖИВАНИИ результатов своего творчества, создания всё новых и новых аспектов Бытия, где за каждым новым опытом, каждым новым творением, стоит только одно. Наше осознанное Желание.

Так мы становимся Богом.

А теперь ответьте себе, сколько всё это, я имею ввиду владение таким способом восприятия мира, способом восприятия, меняющим сам мир, – сколько такой способ и выход за пределы нужды и традиционных моделей выживания, – сколько всё это должно стоить, и сколько времени стоит потратить на то, чтобы им овладеть?

Диагноз снимут, приговор отменят, и вы будете жить, если сможете осознать, в чем вы блокируете Поток Жизни. Если сможете осознать и – изменить своё сознание и всю свою жизнь. Если сможете прямо сейчас, не важно сколько вам лет, признать свою уникальность и ценность для этого мира, найти, раскрыть её и начать воплощать свой наивысший потенциал.

Сможете?!

В противном случае не делайте из своей смерти трагедий. Просто освободите место для тех, кто сможет.